ВосПитание детей. 10 правил Л.Н. Толстого и мой жизненный опыт.


11.08.2020
Лев Николаевич Толстой был не только классиком мировой литературы, но и педагогом. Толстой считал, что любое воспитание – попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира.

Он вывел 10 правил воспитания детей.:

· не портить воспитанием

· не наказывать

· не скрывать свои недостатки

· учить полезному

· воспитывать самостоятельности

· разрешить недовольства

· развивать воображение

· учить понятно

· быть человечнее

· самому жить хорошо

Правила работают, проверено мной, мамой двоих взрослых детей. Опираюсь на правила Льва Николаевича, делюсь своим опытом.


Не портить воспитанием.

«Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой. Это не значит, что с детьми не надо заниматься, надо искать и развивать их таланты. Когда дети были маленькие мы посетили множество разных кружков и секций, лепили и рисовали дома, шили кроили, строили, ломали. Маленький человек, так же, как и взрослый, с большей отдачей делает то, что ему интересно. И главное это все делать вместе, а не только поучать.

Задайте себе вопрос: «Сколько времени в день я уделяю своему ребенку?». Нет, не тогда, когда он сделал что-то не так, или, когда что-то произошло.

Очень часто видишь ситуации, что играет ребенок и зовет родителей «Мама, папа, смотрите какой я домик построил...!», а мы: «Подожди, мне некогда, сейчас суп доварю и приду …». Зато если ребенок начинает кричать или плакать, например, сломал домик, мы бросаем все и бежим, жалеем, или ругаем. В результате недостроенный домик, недорисованная картина, не помогли, не похвалили, не вырастет архитектор, художник. А у ребенка вырабатывается привычка, что надо что-то сделать плохое, или что-то должно случиться чтобы мы уделили ему вниманию. Чем старше ребенок, тем сломанные домики больше.


Из вышесказанного следует второй пункта правил: Не наказывать.

Прежде, чем наказать, подумайте на сколько страшно то, что случилось. Вспомните себя маленьким, поставьте себя на место своего ребенка. Делать вид, что ничего не произошло нельзя, надо обязательно поговорить, пообщаться. Одна моя знакомая наказывала свою дочь за потерянные вещи, и от этого она их меньше терять не стала. А у девочки закладывалось: «Мама меня не любит, ей вещи дороже, чем я». А если при этом обзывать ребенка вороной или растеряхой, то у ребенка может развиться еще и комплекс неудачника, или нелюбимого, а все комплексы мы несем из детства во взрослую жизнь. Что делать? Примите ситуацию, поговорите с ребенком, подумайте, где можно найти потерянную вещь, вместе поищите, без нервов, спокойно. Если эта вещь очень необходима, например, варежки зимой, расскажите ребенку, что вы очень переживаете и волнуетесь, что у него замерзнут руки. Если вы ограничены в средствах, расскажите ребенку, что вы не сможете ему купить в этом месяце обещанную куклу, так как надо покупать новые варежки. Но никогда не обвиняйте ребенка в потере!


Учить полезному.


Если говорить о тех же варежках, умеете вязать – свяжите их вместе. Покажите как, вместе выберите нитки или отведите ребенка в кружок вязания. Любит ваш малыш мыть посуду, обливается с ног до головы, на полу лужа, не страшно, все можно убрать, зато вы не отобьете желание заниматься хозяйственными делами.

Если говорить об образовании, по мнению Толстого, намного важнее – знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать. С этим я не согласна. Слышала такое выражение: «Главное, чтобы человек был хороший». Многие дети пока учатся в школе до последнего не могут выбрать кем стать и какие школьные предметы больше понадобятся в жизни. И по опыту многие жалеют о том, что не хватает баллов аттестата при поступлении в ВУЗ. Что делать? Опять разговаривать и слушать, поискать вместе репетитора, Ростелеком Лицей вам так же в помощь.

Не скрывать свои недостатки .


Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых – и советовал родителям сперва обнаружить свои слабые стороны. В противном случае дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.

А я добавлю, что любой недостаток можно превратить в изюминку. Расскажите ребенку примеры из своей жизни.

Воспитывать самостоятельности.


Помогите вашему ребёнку стать самостоятельным. Идите к этому постепенно, поэтапно. Не ставьте его в жесткие рамки, поощряйте самостоятельность.

Ситуация, описанная выше, с мытьем посуды. Пусть ваш ребенок испортит, например, тонну ткани. Приведу в пример себя. Кода я была маленькая, мне было интересно шить наряды куклам. При этом мной были изведены некоторые вещи и даже шторы. Не знаю почему, но меня за это не ругали. Мама однажды сказала моей тете: «Может выйдет толк», а то как она это сказала, с гордостью! Толк вышел. Сейчас у меня очень интересное и полезное хобби: я шью себе, своим родным, знакомым и даже не очень знакомым.


Разрешить недовольства


Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор. Это опять о том, что необходимо общаться со своими детьми, учитесь быть для них друзьями, а не строгими родителями. Разрешите им высказывать свою точку зрения и даже критиковать, например, учителей. Тогда дети не пойдут искать компанию, с кем бы поговорить, не начнут сбегать из дома.

Спросите у ребенка почему он недоволен тем или иным поведением учителя. И если вас уже вызвали в школу по поводу его поведения, выслушайте мнения всех сторон. И учитесь защищать мнение ребенка при посторонних. Хотите высказать свое недовольство его поведением, сделайте это дома, наедине. Поверьте моему опыту. Это работает.


Развивать воображение


Лев Николаевич отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает: «Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает». Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.

Пробуйте вместе со своим ребенком многое: сейчас столько возможностей. И опять Ростелеком Лицей вам так же в помощь.

Учить понятно


Толстой построил учебный процесс без принуждения к образованию и стремился учить так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Основные советы учителям писатель собрал в брошюре «Общие замечания для учителя», где рекомендовал пристально наблюдать за душевным и физическим состоянием учеников, а вместо сухих терминов преподносить ребятам впечатления.

Подумайте, почему ваш ребенок не понимает тот или иной предмет, может он ему просто не интересен из-за подачи. В подобных ситуациях я шла в школу и разговаривала с учителем, общалась с детьми, искала варианты, как заинтересовать. Например, можно сделать интересные шоу по физике и химии. Это не панацея, но иногда хватает одного маленького шага, чтобы вызвать интерес к предмету или занятию.


Быть человечнее

«Дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой.

Здесь можно вернуться к историям про варежки, построенный дом, про внимание, про недовольство и самостоятельность. Дети наблюдают за нами: как мы поступаем, как себя ведем – они копируют нас. Наблюдая за родителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком и как себя вести. Если вы говорите ребенку, что врать не хорошо, но при этом обманываете, то какой результат вы получите?

Однажды в школе на собрании, в средней школе, обсуждали, что некоторые дети начали покуривать и ругаться матом. Родители стали возмущаться, что это неправда. Когда мы вышли после собрания, обсуждение бурно продолжилось на крыльце школы, при этом те самые родители курили и выражались, ругая школу за плохое воспитание.

Всегда помните, что человечность тоже из семьи и воспитания.



И в продолжение ко всему сказанному выше: Самому жить хорошо.

По Толстому, дети – чисты, невинны и безгрешны от природы. Взрослея, они познают мир, ориентируясь, прежде всего, на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики: в первую очередь, заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя. Наши дети – наше отражение.

Один мой знакомый однажды сказал мне: «Тебе повезло, вон у тебя какие дети!». А сколько за этим переживаний, волнений, бессонных ночей, разговоров, бесед, проб, ошибок. Когда в нашей жизни появляются дети, мы же не стоим в разных очередях, где раздают хороших или плохих.



Любите своих детей, а "воспитывать", для меня, – значит питать их хорошими примерами, помогать и уважать их выбор.


Татьяна Илюхина, ведущий инженер Ростелекома
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.