ШКОЛА

Как разговаривать с учителем?

10.03.2020
Поход в школу на личную встречу с учителем — всегда испытание. Родители не ждут от нее ничего хорошего: если учитель вызывает их, значит придется решать проблемы с оценками и поведением, а если родитель сам инициирует встречу, то, скорее всего, он недоволен работой учителя, к которому идет. Многие родители этих встреч боятся, потому что вспоминают свой неудачный детский опыт общения с педагогами. В этом клубке неприятных эмоций легко забыть, что из этой встречи можно вынести пользу для ребенка.
Настроиться на успех
Кто бы ни был инициатором встречи, настройтесь на то, что вы будете разговаривать со взрослым и адекватным человеком, который поможет решить проблему вашего ребенка. Настройтесь на успех в разговоре: для этого вам нужно понять, что успех — это не уложить на лопатки учителя, отстояв свою точку зрения, а договориться о конкретных шагах решения проблемы и разойтись, оставшись в хороших отношениях с педагогом. Чтобы настроиться на положительный лад, постарайтесь оставить за плечами собственный детский опыт и, возможно, неудачи в общении с учителями собственного ребенка. Стоит начать общение доброжелательно и с чистого листа.
Подготовиться к встрече
Первый кирпичик, который можно заложить в фундамент успешного разговора, — это его тщательная подготовка. Вначале убедитесь в том, что у вас будет достаточно времени на беседу, что она не будет проходить на бегу. Договоритесь о времени, длительности и месте встречи заранее: не соглашайтесь, если проблема большая, а вас склоняют к тому, чтобы решить ее за пять минут. Настаивайте на личной встрече тогда, когда дела вашего ребенка начинают публично обсуждать на родительском собрании.


Перед встречей с учителем поговорите с ребенком и выясните его точку зрения на проблему: не нападайте не него и не стыдите, просто констатируйте факт. Например: «У тебя ухудшились оценки по английскому языку. Что ты думаешь об этом? Как ты считаешь, что можно сделать, чтобы исправить отметки?» Не берите ребенка на встречу с учителем: ваш разговор не предназначен для его ушей, при ребенке вы не сможете говорить откровенно.


Перед визитом в школу продумайте и, если нужно, запишите ответы на три вопроса:

— Какова цель встречи и какую проблему вы хотите решить?

— Что можете сделать вы для ее решения?

— Что для решения проблемы может сделать учитель?

После разговора с учителем ответы скорректируются, но у вас будет общее понимание канвы беседы и будет легче не отвлекаться от предмета.
Активно слушать и быть корректным
Приходите на встречу с учителем с положительным настроем, поблагодарите за уделенное вам время. Внимательно выслушайте точку зрения учителя: задавайте уточняющие вопросы, если сказанное кажется вам непонятным, неконкретным и несправедливым. Разговоры с учителями могут быть очень эмоциональными, обе стороны легко могут скатиться во взаимные обвинения и упреки. Если вы понимаете, что собеседник оскорбляет вас, переходит на личности и повышает голос — вежливо дайте ему отпор и верните к теме разговора. Если вы сами вышли из себя и наговорили лишнего — как можно быстрее извинитесь за это и сформулируйте свою мысль корректно.


После того, как учитель изложит свою точку зрения на проблему, расскажите о своем видении. Если причиной школьных проблем ребенка стали семейные обстоятельства (рождение младшего ребенка, развод родителей, болезнь), вы можете рассказать о них учителю, если уверены в том, что он сохранит информацию в тайне. Вы можете в общих чертах описать ситуацию, если не хотите говорить о личных обстоятельствах.


Спросите учителя, какие конкретные шаги вы можете предпринять в сложившейся ситуации и расскажите о том, что вы сами думаете сделать для ее решения. Выясните, что учитель может со своей стороны сделать для решения проблемы. Резюмируйте в конце разговора то, о чем вы договорились, поблагодарите за встречу и назначьте следующую, чтобы на ней оценить прогресс в решении проблемы.
Не бояться новых попыток договориться
Встреча с учителем может пройти не идеально: все мы люди, вы или учитель можете быть уставшими, расстроенными, и не только не достигнете результата в переговорах, но и поссоритесь. Даже если вы понимаете, что неадекватно вел себя именно учитель, предпримите еще одну попытку договориться, прежде чем жаловаться директору или в департамент образования. Помните о том, что вы решаете проблему успеваемости и психологического комфорта своего ребенка: сосредоточиться нужно именно на этом, а не на личной неприязни к учителю. Ваше упорство и готовность вежливо вести переговоры могут сломить сопротивление даже самого бескомпромиссного собеседника.
Быть на стороне ребенка
Быть не стороне ребенка — не значит ругать за глаза учителя и обвинять его в непрофессионализме. Это означает прислушиваться к детским потребностям и поддерживать его в трудных ситуациях. Если вы понимаете, что ребенок находится в тяжелом конфликте с учителем или одноклассниками, берите дело в свои руки. Даже если вы заняты на работе и имеете негативный опыт общения с школьными учителями, время не будет потрачено впустую. Вы вложите его в будущее своего ребенка.

Автор: Редакция Лицея
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.